Как защититься от эмоциональной заразы

Как один человек может менять настроение всего коллектива

«Да он настоящий эмоциональный вампир», – жалуется вам друг на коллегу. Вы понимающе киваете, но про себя думаете: «Как-то это ненаучно». На самом же деле, ученым известно давно, что эмоции заразительны. По крайней мере, 25 последних лет психологи углублённо изучают такое явление, как эмоциональное заражение. Пересказываем статью Inverse о том, что это такое, и как выработать иммунитет к эмоциональным инфекциям.

Эмоциональное заражение (англ. emotional contagion) – социально-психический феномен, суть которого в том, что один человек может в определённой степени прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему другой человек. Поэтому эмоции распространяются в коллективах и организациях от человека к человеку, как лесные пожары. В итоге настроение всей группы меняется к лучшему или к худшему. Причём такое заражение влияет не только на чувства человека, но и на его мысли и поступки. Мы подвержены влиянию этого явления постоянно и повсеместно, хотя большую часть времени даже не отдаём себе в этом отчета.

Сигал Барсейд – профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете – изучала эмоциональное заражение на протяжении более чем 25 лет. По словам Барсейд, этот механизм – один из наших главных способов передачи эмоций. Неприятная его сторона в том, что часто таким образом мы распространяем негативные чувства. Барсейд заинтересовалась этим феноменом ещё до того, как занялась психологией – во время работы в офисе.

Барсейд сидела рядом с сотрудницей, которая всегда была настроена негативно настолько, что её эмоции меняли настроение всей команды. Она никогда не повышала голоса, да и в словах её не было ничего неприятного. Дело было скорее в едва уловимых выражениях лица, тоне голоса и общей энергетике. Когда эта сотрудница ушла на неделю в отпуск, весь офис почувствовал облегчение. Барсейд поразило, насколько сильным было эмоциональное влияние на весь коллектив всего одного человека. После этого она потратила больше двух десятилетий, чтобы понять, в чём же было дело.

Подражание и обратная связь

Исследователи определяют эмоциональное заражение как «процесс, в котором человек или группа людей влияют на эмоции или поведение другого человека или группы через сознательное или неосознанное навязывание им своего эмоционального состояния и поведения». В «заражённом» человеке оно проявляется двумя способами: через поведенческую мимикрию, подражание и через физиологическую обратную связь.

«Мы не только подражаем чувствам других; мы на самом деле начинаем испытывать их», – объясняет Барсейд. Если кто-то рядом с нами в хорошем или в плохом настроении, мы неумышленно воспроизводим их эмоции. Делаем мы это бессознательно и автоматически – такое поведение заложено в нас эволюцией. Ещё младенцами мы начинаем копировать жесты и мимику взрослых, а потом в разных формах продолжаем делать это на протяжении всей жизни.

Из-за эмоций, наше физиологическое состояние тоже становится другим – меняется интенсивность, с которой кровь приливает к мозгу и разным органам. В результате мы, например, краснеем.

Часто человек даже не осознаёт, что заразился чужими эмоциями, и вместо этого ошибочно ищет причину своего состояния в своей личной жизни. «В каждом новом исследовании мы обнаруживали, что люди по большей части не осознают, что это происходит», – объясняет Барсейд. «Именно из-за этого коварного характера эмоционального заражения так важно, чтобы люди знали об этом явлении», – добавляет она.

Положительные эмоции тоже передаются

С другой стороны, заразительность эмоций может быть и благоприятной. Ведь именно благодаря ей мы способны проявлять эмпатию и оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Когда находишься рядом с позитивными людьми, настроение может улучшиться. Происходит это и на индивидуальном уровне, и в маленьких группах, и в организациях и на уровне общества.

В рамках своего исследования в 2002 году Барсейд изучала этот феномен на студентах одной из бизнес-школ. Нанятый актер должен был демонстрировать участникам одно из четырёх эмоциональных состояний: веселый энтузиазм, безмятежную теплоту, враждебную раздражительность и депрессивную медлительность. Ученые следили за выражениями лиц студентов и их эмоциональными реакциями, пока те выполняли задания в команде или соревновались. Кроме того, студенты сами сообщали о своём состоянии исследователям.

Проанализировав собранные данные, Барсейд выяснила, что эмоции актёра оказались для группы заразительными. Также она обнаружила, что заражение позитивными эмоциями – веселым энтузиазмом и безмятежной теплотой – вело к меньшей конфликтности, большему взаимодействию и лучшим результатам при выполнении заданий.

Как противостоять чужим негативным эмоциям

Как мы видим, эмоции часто приходят к человеку извне и завладевают им. В этом кроется опасность для человека, но в этом же спрятан и ключ к безопасности.

Человек находится во власти эмоций потому, что считает их проявлением своего естества, своего Я. Но если вспомнить, что эмоции приходят извне, то легко можно изменить своё отношение к ним: «Пришедшая эмоция – это не я. Какое право она имеет управлять мною, владеть мною, диктовать мне, как мне себя вести? Никакого!»

Итак, мы выявили два простых шага по управлению эмоцией: увидеть её со стороны и вспомнить, что «она – это не я». Сделайте это, и вы увидите, как легко сможете контролировать своё эмоциональное состояние, а значит противостоять негативному воздействию извне.

А если вы смогли овладеть своими эмоциями, значит, вы сделали шаг на пути совершенствования своей души.

Источник

При копировании, цитировании ссылка на наш сайт обязательна!

Понравилась статья? Смотрите видео по теме!

Эта тема актуальна для Вас? Приглашаю к обсуждению!

Покажите, что Вы — ЖИВЫЕ — ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *